Значение слова «ассонанс»
-
АССОНА́НС, -а, м. Лит. Повторение в стихе сходных гласных звуков. || Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
[Франц. assonance]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Ассонанс (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
Михаил Юрьевич Лермонтов
С. Я. Маршак
(здесь ассонанс и аллитерация использованы вместе)
Как отмечал Я. Зунделович, ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы».
Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму, в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона, отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что
особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие — лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.
Источник: Википедия
-
АССОНА'НС, а, м. [фр. assonance] (книжн.). 1. Созвучие. 2. Неполная рифма, в к-рой рифмуются только гласные, но не согласные звуки (лит.), напр.: за́росли — жа́лости, кру́глый — гу́бы. Брсв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
ассона́нс
1. филол. созвучие гласных звуков (преимущественно ударных) в стихотворной строке, строфе, фразе ◆ По всем стихам цикла и «Оды» разбросаны рифмы и ассонансы со звуком «с»: окись — примесь, косит — просит, голос — боролись, Эльбрус — светло-рус, мясо — часа, износ — разноголос… Надежда Мандельштам, «Воспоминания», 1960–1970 г. (цитата из НКРЯ)
2. филол. неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки ◆ В отличие от позднейшего русского силлабического стихотворства, стремящегося к соблюдению равносложности строк в отдельных стихотворениях, пользующегося одной лишь женской рифмой и выдерживающего цезуру в стихе, стихотворство досиллабическое не знает ни равносложности строк, ни цезуры, употребляет одинаково рифму женскую, мужскую, дактилическую и даже гипердактилическую, заменяя её часто ассонансами и консонансами. Н. К. Гудзий, «История древней русской литературы. (XVI–XVII вв.)», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → плетение словес , элегический дистих , синтаксические конструкции , звучность , личные местоимения
- → акцентировка , диалектизм , терцина , прозаизм , слог
- → синтаксический параллелизм , дистих , славянизм , чёткий ритм , внутренние рифмы
- → ритмический рисунок , синтаксис , стихосложение , речевой поток , стихотворный размер
- → открытый слог , пароним , пятистишие , тип склонения , свободный стих
- → консонанс , изобразительность , парафраза , верлибр , мелодика
- → эмфаза , терцет , образность , поэтическая речь , язык поэзии
- → клаузула , напевность , перифраз , четырёхстопный ямб , поэзия
- → предложение в тексте , ассонанс , фоника , метафоричность , инструментовка
- → музыкальность , цезура , звуковые повторы , стихотворение , афористичность
- → количество слогов , мелодическая линия , стилистическая фигура , последняя строфа , выражение мысли
- → восьмистишие , трёхстишие , галлицизм , акростих , омонимия
- → ямб , построение фраз , женская рифма