Значение слова «мертвечина»
-
МЕРТВЕЧИ́НА, -ы, ж.
1. собир. Трупы животных; падаль. — Все беглецы согласно показывают, что в Оренбурге голод и мор, что там едят мертвечину. Пушкин, Капитанская дочка.
2. перен. Разг. Умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. [Поэт] будет задыхаться в атмосфере гнили, грязи и мертвечины; но веяние живой, чистой мысли все-таки будет для него освежать несколько эту удушливую атмосферу. Добролюбов, Стихотворения А. Н. Плещеева. Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский, Юбилейное.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Мертвечи́на (др.-евр. נבלה; др.-греч. θνησιμαῖος; лат. morticinia) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, не умерщвлённого для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естественной или насильственной смертью, но без пролития крови. Частным случаем мертвечины является удавленина.
Любое мясо с кровью, в число которых входит и мертвечина, нарушает шхиту и является некошерным (трефным) в иудаизме. В Книге Бытия есть прямой запрет на употребление мертвечины:
Запрет на употребление мяса с кровью неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета: Лев. 3:17, Лев. 7:26, Лев. 17:10-14, Лев. 19:26, Втор. 12:16-23, Втор. 15:23, 1Цар. 14:33.
Согласно Закону Моисея, труп чистого павшего животного — нечист; и прикосновение к трупу, употребление мертвечины в пищу, делает иудея нечистым до вечера:
Закон Моисея запрещает употреблять в пищу жир мертвечины и звероядины, но разрешал его употребление на всякое дело (Лев. 7:24). Труп нечистого животного — нечист (Лев. 11:8). Прикосновение к трупу нечистого животного делает человека нечистым (Лев. 11:24, Лев. 11:36) и виноватым, даже если он прикоснулся по незнанию (Лев. 5:2). Для очищения необходимо было принести в жертву овцу или козу; если человек был беден, то должен был принести в жертву двух горлиц. Любые предметы, которые упали на труп, становились нечистыми, их необходимо положить в воду до вечера, после чего они становились чистыми. Соприкосновение с трупом глиняного сосуда, в котором находилось что-либо, делает содержимое сосуда и сам сосуд нечистыми, сосуд необходимо разбить. Если часть трупа коснётся печи или очага, то они становятся нечистыми и их надо разломать. Колодец, в который упал труп, оставался чистым. Предназначенные для посева семена мертвечина оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде (Лев. 11:32-38). Мертвечину как пищу можно было отдавать или продавать иноземцам (Втор. 14:21).
Запрет на мертвечину в христианстве возник следующим образом. Язычник Корнилий сотник был обращён в Христианство и крещён апостолом Петром. До обращения Корнилия членами Христианской церкви были исключительно иудеи. Члены христианской общины продолжали соблюдать предписания Ветхого Завета — Закон Моисея. После обращения Корнилия, к христианской общине начали присоединяться и другие язычники и возник вопрос о том должны ли язычники, перешедшие в Христианство соблюдать все предписания Закона Моисея: обрезание, жертвоприношение животных в Иерусалимском храме, левират, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Около 49 года в Иерусалиме был созван Собор, в котором приняли участие апостолы и на котором было принято решение о том, что для крещённых язычников достаточно воздержания от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, а также запрещалось верующим делать другим того, чего себе не хотят. Запрет употреблять в пищу кровь животных является запретом употребления мертвечины. В дальнейшем крещённые иудеи, которые соблюдали закон Моисея, исчезли в Христианстве; они не стали ни в чём отличаться от крещённых язычников. Запрет на мертвечину распространился на всех христиан.
Во время Великой схизмы и в последующее время православные ставили в вину католикам ядение мертвечины.
Запрет на мертвечину изложен в 63 каноне святых апостолов:
Этот запрет со ссылкой на 63 правило повторён в 131 правиле Номоканона при Большом Потребнике:
Источник: Википедия
-
МЕРТВЕЧИ'НА, ы, мн. нет, ж. 1. собир. Падаль, трупы животных. Тяжелый запах мертвечины. 2. перен. То, в чем нет жизненности, одушевления, подъема (разг. неодобрит.). Пока... не завоюешь силою в душу нескольких добрых качеств, мертвечина будет всё, что ни напишет перо твое. Ггль. — Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Мквскй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
мертвечи́на
1. разг. собир. трупы животных; падаль
2. перен. разг. то, в чём нет жизни, воодушевления, подъёма
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → вороньё , нечистоты , разложившийся труп , крысиный помёт , нестерпимая вонь
- → куча костей , дым костра , мокрая шерсть , било в нос , мертвецкая
- → кордит , фекалии , гарь , гнильё , человечина
- → болотные испарения , пожива , плесень , немытые тела , застарелый пот
- → фильтры респираторов , затхлость , гнильца , мертвяк , отбросы
- → дохлая собака , разлагающиеся трупы , скисшее молоко , миазм , скотомогильник
- → блевотина , разрытая земля , ползучие твари , тухлятина , кошачья моча
- → запах , падальщик , дешёвый табак , тварь , мертвечина
- → дохлятина , экскременты , амбре , труп , тлен
- → зелёная муха , тошнотворность , прелые листья , гигантский слизень , тухлое мясо
- → разложение , гниение , тление , мёртвая плоть , перегар
- → кислятина , прогорклый жир , дух смерти