Значение слова «обертон»
-
ОБЕРТО́Н, -а, м. Муз. Призвук, дополнительный (более высокий) тон, придающий основному тону особый оттенок или особое качество звучания.
[Нем. Oberton]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.
Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками); в реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими. Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано (см. Кривые Рейлсбека).
Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.
Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как аликвотными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неаликвотными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется натуральным (обертоновым) звукорядом.
Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.
Источник: Википедия
-
ОБЕРТО'Н, а, м. [нем. Oberton] (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
оберто́н
1. муз. дополнительный гармонический призвук, входящий в состав любого музыкального звука (преобладание верхних или нижних обертонов придаёт звучанию любого инструмента или голоса специфическую тембровую окраску)
2. физ. синусоидальная составляющая периодического колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → регистр , мелодика речи , звукоряд , звучность , контрапункт
- → ми-бемоль , полутон , вокализ , ля-бемоль , до-диез минор
- → звонкость , хрипотца , интонация , нотка , ритмический рисунок
- → звучание , ми мажор , фиоритура , малая терция , пианиссимо
- → деревянные духовые , высота звука , консонанс , мелодия , мелодика
- → контральто , колоратурное сопрано , гармонический ряд , внутренний слух , резонатор
- → тесситура , реверберация , первая октава , фальцет , тембр
- → полифония , напев , лёгкая хрипотца , хроматическая гамма , напевность
- → колоратура , перелив , речитатив , звукосочетание , гитарные аккорды
- → звуковые колебания , музыка сфер , септаккорд , фантастическая симфония , гамма
- → глиссандо , музыкальность , порог слышимости , глубокий голос , диссонанс
- → мелодичность , многоголосие , мелодическая линия , обертон , основной тон
- → форманта , торжественная мелодия , частотные характеристики , джазовый стандарт , тенор
- → звук , лирический баритон