Значение слова «пракрити»
-
Пра́крити (санскр. प्रकृति, prakṛti IAST «причина, материя») — фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша). Развивается из мула-пракрити (авьякты) — непроявленной, потенциальной природы.
В философии санкхья, пракрити является основной субстанцией, из которой развивается мир. В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны) уравновешены, находятся в самьявастхе. Когда равновесие нарушается, происходит развитие и процесс становления (под влиянием пуруши). Первичным продуктом развития пракрити является махат («великий»). Это интеллект в космологическом аспекте, а относительно индивидуума он проявляет себя как буддхи — способность различать и воспринимать объекты.
В текстах санкхьи пуруша Джива дружит с материей пракрити.
В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу. Пракрити описывает соотношение дош в организме конкретного человека и не меняется на протяжении всей жизни. Диагностика проводится посредством осмотра и опроса пациента. Согласно Аюрведе заболевания появляются при дисгармонии в организме, а для поиска своего идеального состояния необходимо стремиться к балансу дош, указанному в Пракрити. Таким образом знание своей Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям и «ключи» к своему здоровью. Появляется возможность предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание, физические упражнения и режим дня в соответствии с пракрити).
Источник: Википедия
-
пракри́ти
1. филос. одно из основных понятий индийской философии; вечное материальное начало, первоматерия, в древних мифологических системах тождественна творческой силе природы; в дальнейшем (особенно в санкхье) природа в её противоположности творческому духовному началу — пуруше ◆ Речь идёт о таких метафорах, как «загрязнённый» «незагрязненный» для обозначения аффектов и их отсутствия в сознании «зритель» и «зримое» ― для пуруши и пракрити. В. Г. Лысенко, «Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990—1996)», 1996 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Функциональный дуализм творца как творца-инициатора и творца—исполнителя отражен и в древнеиндийской системе Санкхья в форма противопоставления «пуруша (духовное, сознательное начало) — пракрити (материальное, природное начало)». А. Г. Максапетян, «Каузация: (Лингвистические и экстралингвистические аспекты)», 1990 г.
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → модус , восьмеричный путь , дуализм , макрокосмос , природный порядок
- → множественность , взаимозависимое происхождение , отождествление , самопроизвольность , санскритское слово
- → дуалист , взаимопревращение , чарвака , материальная природа , тип тела
- → закон кармы , тожество , тройственность , тиртханкара , каузальность
- → абсолют , самопостижение , дхарма , чистое сознание , сфера желаний
- → состояние бытия , буддийская космология , индивидуальная душа , древнеиндийская философия , конституция человека
- → имманентность , сансара , проявленность , бхакти , браман
- → не-я , тождественность , неразделимость , объекты чувств , тонкие энергии
- → неизменяемость , тотальность , двойственность , двоичность , брахман
- → трансцендирование , йогин , недоступный познанию , отрицательность , инь и ян
- → пракрити , универсум , трансцендентное знание , философия санкхьи , единичность
- → безвременность , проявленный мир , пять элементов , самоосуществление , интегральная йога
- → дуальность , самоотождествление , противоположные начала , изменяемость , сущность ума
- → природа , объективация , субстанция , энтелехия , субстанциональность