Значение слова «субдоминанта»
-
Субдоминанта (от лат. sub «под» + dominanta «господствующая»; (фр.) sousdominante, (нем.) Subdominante, Unterdominante) в музыке — IV ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты; обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S.
В гармонии субдоминантой также называют трезвучие, построенное на IV ступени. Аккорды, имеющие ту же гармоническую функцию: трезвучия и септаккорды II и VI ступеней и их обращения относятся к субдоминантовой группе. Типичные субдоминанты — секстаккорд II ступени (субдоминанта с секстой вместо квинты), квинтсекстаккорд II ступени (субдоминанта с добавленной секстой — этот аккорд в западных учебниках часто называют (фр.) Sixte ajoutée, т.е. прибавленная секста), неаполитанский секстаккорд (минорная субдоминанта с пониженной секстой вместо квинты) и др. Причина этого заключается в том, что наиболее характерным признаком субдоминантовой функции является наличие в аккорде, репрезентирующем субдоминанту, шестой ступени лада, имеющей тенденцию к нисходящему тяготению в квинту тонического трезвучия (в противоположность наиболее характерному звуку доминанты — седьмой ступени натурального мажора и гармонического минора, вводному тону, имеющему тенденцию к восходящему тяготению в приму тонического трезвучия).
Понятие субдоминанты и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо. Рамо, придерживавшийся представлений об унтертонах, даёт следующее пояснение:
<...>так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты)<...>
Понятие гармонической функции субдоминанты (а не только отдельного аккорда) как и обозначение S (а также D и Т для доминанты и тоники) предложены Х. Риманом.
Гармонический оборот, содержащий тонику и субдоминанту, называется плага́льным (в отличие от автентических оборотов, содержащих (доминанту и тонику).
Согласно концепции Р. Рети, субдоминантовая функция в тональной музыке и есть собственно творческая часть композиции:
Для того, чтобы последовательность I-V-I утвердилась, нужно было просто открыть это явление природы. Творческий фактор выступает лишь в тот момент, когда I переходит не в V, а в какое-либо другое мелодико-гармоническое образование (назовём его x)...
Ю. Тюлин объясняет более слабое тяготение субдоминанты в тонику сравнительно с тяготением доминанты теорией обертонов, следуя подходу Рамо и Римана. Согласно этой концепции, тоника является производной от субдоминанты подобно тому как доминанта является производной от тоники (квинтовый тон является вторым обертоном в натуральном звукоряде). Тяготением производного тона в основной объясняется более сильное тяготение доминанты в тонику и амбивалентность субдоминанты. Соответственный пассаж имеет место также в статье Ю. Н. Холопова «Субдоминанта» в «Музыкальной энциклопедии»:
Оборот S—T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, «заключительности», как оборот D—T.
Этому представлению о характере тяготения субдоминанты в тонику возражает Л. А. Мазель. Согласно его концепции, мелодические тяготения являются ведущими и лишь подкрепляются акустическими закономерностями. Субдоминанте отводится роль «центробежного» (устремлённого от тоники) гармонического элемента в отличие от «центростремительной» доминанты..
Источник: Википедия
-
СУБДОМИНА'НТА, ы, ж. [от латин. sub — под и dominans — господствующий] (муз.). Нижняя доминанта, четвертая ступень диатонической гаммы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
субдомина́нта
1. муз. одна из трёх основных (наряду с тоникой и доминантой) тональных функций, четвёртая ступень диатонической гаммы, а также аккорд, построенный на этой ступени ◆ Субдоминанта, образуя с тоникой интервал кварты, а с доминантой — секунды, является уже неустойчивым звуком и тяготеет к верхней медианте. , 1997 г.
2. психол. побочный, второстепенный источник нервного возбуждения ◆ Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. С. Л. Рубинштейн (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- двойная субдоминанта
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → полевое поведение , вокализация , звукоряд , подструктура , резонирование
- → эмоциональное поведение , субдоминанта , акцентировка , контрапункт , адаптированность
- → элементы музыки , ми-бемоль , находятся в дисгармонии , легато , побочная партия
- → ассоциативность , гитарный рифф , исполнительство , доминанта , модулирование
- → пиано , коммуникативность , до-диез минор , звукоизвлечение , варьирование
- → психические структуры , ритмический рисунок , ми мажор , аппликатура , верхний регистр
- → персеверация , малая терция , выучивание , подстраивание , деревянные духовые
- → глубинность , темперированный строй , женский вокал , эмфаза , интеракция
- → первая октава , сильный самец , доминантность , си-бемоль , трезвучие
- → диалогичность , члены пары , авторитарный характер , ритм-энд-блюз , полисемия
- → эволюционная стратегия , детерминант , ролевой конфликт , симфонизм , территориальность
- → доминирование , интонирование , мелодическая линия , длительность звука , соподчинение
- → песенная форма , субституция , этническая иерархия , комплементарность