Значение слова «темперация»
-
ТЕМПЕРА́ЦИЯ, -и, ж. Муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
[От лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Темпера́ция (от лат. temperatio — соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) — небольшое изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для расширения возможностей музыкальных инструментов с фиксированным строем; главным образом, для обеспечения транспозиции (в том числе, для большего акустического благозвучия ансамблевой игры) и модуляции (как средства развёртывания тонального лада). Темперацией также называется темперированный (то есть полученный в результате темперации) строй.
Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (орган, клавесин, арфа и т.д.).
Потребность в темперации возникла в XVI—XVIII вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагорейском и чистом строях имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками: не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие мажорно-минорной тональности: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности.
В первых неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы. От этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы (все кварты, все полутоны и т.д.) стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже Н. А. Гарбузовым зонная природа звуковысотного слуха.
Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной темперации путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и бо́льшим количеством ступеней в октаве не получили распространения. 12-ступенная равномерная темперация поныне остаётся оптимальной разновидностью темперации.
Источник: Википедия
-
ТЕМПЕРА'ЦИЯ [тэ], и, мн. нет, ж. [латин. temperatio] (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
темпера́ция
1. небольшое изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов
Источник: Викисловарь
Синонимы к слову «темперация»
Похожие слова и словосочетания
- → частота дискретизации , звукоряд , электрогитара , симфония , элементы музыки
- → дирижирование , скрипичный концерт , ля-бемоль , фортиссимо , октава
- → до-диез минор , динамический диапазон , хоральная прелюдия , камертон , адажио
- → ритмический рисунок , звучание , верхний регистр , ми мажор , кантилена
- → квинта , малая терция , пианиссимо , деревянные духовые , фаза колебаний
- → мелодия , темперированный строй , эквалайзер , гармонический ряд , инструменталист
- → анданте , аранжировка , реверберация , первая октава , металлофон
- → модуляция , трезвучие , полифония , соната , хроматическая гамма
- → аккомпанемент , простейший случай , виолончель , клавишные инструменты , оркестровка
- → инструментовка , определённая нота , синхронизация , попевка , электроорган
- → скрипка , бемоль , векторная сумма , мелодическая линия , форманта
- → длительность звука , переменность , безразмерная величина , звуковой ландшафт , мотет
- → григорианский хорал