Синонимы к слову «субдоминанта»

Ниже представлен список синонимов к слову «субдоминанта». Всего найдено 3 синонимов и похожих словосочетаний. Вы можете нажать на любое из слов ниже, чтобы узнать детали.

Наиболее употребляемые синонимы

Другие примеры синонимов слова «субдоминанта»

Значения слова «субдоминанта»

  • Субдоминанта (от лат. sub «под» + dominanta «господствующая»; (фр.) sousdominante, (нем.) Subdominante, Unterdominante) в музыке — IV ступень лада относительно тоники, одна из главных ступеней ладогармонического ряда, находящаяся на тон ниже доминанты; обозначается римской цифрой IV или латинской буквой S.

    В гармонии субдоминантой также называют трезвучие, построенное на IV ступени. Аккорды, имеющие ту же гармоническую функцию: трезвучия и септаккорды II и VI ступеней и их обращения относятся к субдоминантовой группе. Типичные субдоминанты — секстаккорд II ступени (субдоминанта с секстой вместо квинты), квинтсекстаккорд II ступени (субдоминанта с добавленной секстой — этот аккорд в западных учебниках часто называют (фр.) Sixte ajoutée, т.е. прибавленная секста), неаполитанский секстаккорд (минорная субдоминанта с пониженной секстой вместо квинты) и др. Причина этого заключается в том, что наиболее характерным признаком субдоминантовой функции является наличие в аккорде, репрезентирующем субдоминанту, шестой ступени лада, имеющей тенденцию к нисходящему тяготению в квинту тонического трезвучия (в противоположность наиболее характерному звуку доминанты — седьмой ступени натурального мажора и гармонического минора, вводному тону, имеющему тенденцию к восходящему тяготению в приму тонического трезвучия).

    Понятие субдоминанты и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо. Рамо, придерживавшийся представлений об унтертонах, даёт следующее пояснение:



    <...>так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты)<...>



    Понятие гармонической функции субдоминанты (а не только отдельного аккорда) как и обозначение S (а также D и Т для доминанты и тоники) предложены Х. Риманом.

    Гармонический оборот, содержащий тонику и субдоминанту, называется плага́льным (в отличие от автентических оборотов, содержащих (доминанту и тонику).

    Согласно концепции Р. Рети, субдоминантовая функция в тональной музыке и есть собственно творческая часть композиции:



    Для того, чтобы последовательность I-V-I утвердилась, нужно было просто открыть это явление природы. Творческий фактор выступает лишь в тот момент, когда I переходит не в V, а в какое-либо другое мелодико-гармоническое образование (назовём его x)...



    Ю. Тюлин объясняет более слабое тяготение субдоминанты в тонику сравнительно с тяготением доминанты теорией обертонов, следуя подходу Рамо и Римана. Согласно этой концепции, тоника является производной от субдоминанты подобно тому как доминанта является производной от тоники (квинтовый тон является вторым обертоном в натуральном звукоряде). Тяготением производного тона в основной объясняется более сильное тяготение доминанты в тонику и амбивалентность субдоминанты. Соответственный пассаж имеет место также в статье Ю. Н. Холопова «Субдоминанта» в «Музыкальной энциклопедии»:



    Оборот S—T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, «заключительности», как оборот D—T.



    Этому представлению о характере тяготения субдоминанты в тонику возражает Л. А. Мазель. Согласно его концепции, мелодические тяготения являются ведущими и лишь подкрепляются акустическими закономерностями. Субдоминанте отводится роль «центробежного» (устремлённого от тоники) гармонического элемента в отличие от «центростремительной» доминанты..

Источник: Википедия

Похожие слова и словосочетания

полевое поведение

вокализация

звукоряд

подструктура

резонирование

эмоциональное поведение

субдоминанта

акцентировка

контрапункт

адаптированность

элементы музыки

ми-бемоль

находятся в дисгармонии

легато

побочная партия

ассоциативность

гитарный рифф

исполнительство

доминанта

модулирование

пиано

коммуникативность

до-диез минор

звукоизвлечение

варьирование

психические структуры

ритмический рисунок

ми мажор

аппликатура

верхний регистр

персеверация

малая терция

выучивание

подстраивание

деревянные духовые

глубинность

темперированный строй

женский вокал

эмфаза

интеракция

первая октава

сильный самец

доминантность

си-бемоль

трезвучие

диалогичность

члены пары

авторитарный характер

ритм-энд-блюз

полисемия

эволюционная стратегия

детерминант

ролевой конфликт

симфонизм

территориальность

доминирование

интонирование

мелодическая линия

длительность звука

соподчинение

песенная форма

субституция

этническая иерархия

комплементарность

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я