Значение слова «потребление продуктов»
-
ПОТРЕБЛЕ́НИЕ, -я, ср.
1. Действие по знач. глаг. потребить—потреблять. Потребление воды растением. □ Пульхерия Ивановна всегда сверх расчисленного на потребление любила приготовлять еще на запас. Гоголь, Старосветские помещики. Оператор-телефонистка старательно вычерчивает на длинных листах кривые потребления 335 электроэнергии. Тендряков, Короткое замыкание.
2. Экон. Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей общества. Производственное потребление. Товары народного потребления. Личное потребление.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. «Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах», — говорит в своих лекциях Балихар Сангера, профессор Кентского университета в Великобритании. Это высказывание говорит об основных различиях между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.
Если не касаться вопросов различия методов и объектов исследования, фундаментальный водораздел между рассматриваемыми дисциплинами лежит в области общеметодологических предпосылок анализа, «в подходах к моделированию человеческого действия». Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений.
Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое, если последовать ходу рассуждений В. Радаева и вспомнить трактовку социального действия Максом Вебером, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное). Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.
В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио, признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую». Под хозяйством в данном случае понимаются «институты и отношении производства, обмена и потребления». Непопулярность категорий культуры у экономистов П. ДиМаджио объясняет предпочтениями последних: сложно строить точные дедуктивые модели, так как пертурбации восприятия и оценивания редко могут служить прочным основанием для таких моделей. Более того, ДиМаджио идет далее и находит противоречия в самих экономических постулатов: приводя высказывание Нила Смелзера, ДиМаджио приходит к выводу, что сама «рациональность» субъекта в экономике — ни что иное, как культурная реалия, ошибочно принятая за «природу».
Подытожим словами социолога Александра Бикбова: «Голос социологии и коллективной психологии со всей серьёзностью усомнился в здравости того крайне ограниченного здравого смысла, которым экономисты-теоретики наделили своего рационального потребителя». Другой термин — Homo sociologicus — описывает человека «социологического» — модель, противоположную ранее рассмотренной модели homo economicus. «Человек социологический» — человек, социально обусловленный, и мотивации его часто не вполне ясны стороннему наблюдателю, каковым часто и является исследователь. Именно поведением этого «человека» занимается экономическая социология, обращая внимание на культурную, знаковую среду, его окружающую. Сложность использования данной модели, по сравнению с точными моделями экономической теории, ясна любому исследователю. В то же время именно попытки аналитического рассм
Источник: Википедия
-
ПОТРЕБЛЕ'НИЕ, я, ср. (книжн.). Использование, расходование чего-н. для удовлетворения каких-н. потребностей. П. топлива. Статистика потребления сахара. Предметы личного потребления.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
потребле́ние
1. использование продукта в процессе удовлетворения потребностей ◆ При продолжении потребления после окончания эйфории наступает «синдром отмены», сначала маловыраженный, потом мучительный. Олег Ерышев, Анатолий Спринц, «Химические и нехимические зависимости», 2017 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- общество потребления
Источник: Викисловарь
Синонимы к слову «потребление продуктов»
- → издержка , пересчёт , извод , перерасчёт , растрачивание
- → потребность , перевод , расход , переведение , растранжиривание
- → затрата , применение , растрата , мотание , выбрасывание
- → использование , расточение , потеря , трата , разбазаривание
- → израсходование , употребление , оборот , расходование
Похожие слова и словосочетания
- → конкурентоспособность , импорт , сбыт , взвинчивание , вздорожание
- → максимизация , уменьшение , покупательная способность , платёжеспособный спрос , потребление
- → потребности человека , золотой рис , подорожание , потребность , обрабатывающая промышленность
- → перенасыщение , пустые калории , накопление , сельхозпроизводитель , дефицит
- → удорожание , увеличение , дефляция , ископаемое топливо , ввоз
- → хронический дефицит , расширение рынка , насыщенные жиры , товарообмен , агробизнес
- → потребительство , снижение , производство , дополнительное количество , алкоголизация
- → активный потребитель , питание , экономика услуг , животных белков , товарность
- → производительность , относительная цена , эффект дохода , удовлетворение потребностей , товары длительного пользования
- → основной источник , табачные изделия , домохозяйство , индустрия , удешевление
- → алкогольный напиток , энергетическая ценность пищи , химизация , экономические блага , урбанизация
- → сверхдоход , сбалансированность , прирост , спрос населения , дефицитность
- → сверхприбыль , простое воспроизводство , употребление , спрос