Значение слова «пракрити»

  • Пра́крити (санскр. प्रकृति, prakṛti IAST «причина, материя») — фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша). Развивается из мула-пракрити (авьякты) — непроявленной, потенциальной природы.

    В философии санкхья, пракрити является основной субстанцией, из которой развивается мир. В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны) уравновешены, находятся в самьявастхе. Когда равновесие нарушается, происходит развитие и процесс становления (под влиянием пуруши). Первичным продуктом развития пракрити является махат («великий»). Это интеллект в космологическом аспекте, а относительно индивидуума он проявляет себя как буддхи — способность различать и воспринимать объекты.

    В текстах санкхьи пуруша Джива дружит с материей пракрити.

    В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу. Пракрити описывает соотношение дош в организме конкретного человека и не меняется на протяжении всей жизни. Диагностика проводится посредством осмотра и опроса пациента. Согласно Аюрведе заболевания появляются при дисгармонии в организме, а для поиска своего идеального состояния необходимо стремиться к балансу дош, указанному в Пракрити. Таким образом знание своей Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям и «ключи» к своему здоровью. Появляется возможность предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание, физические упражнения и режим дня в соответствии с пракрити).

Источник: Википедия

  • пракри́ти

    1. филос. одно из основных понятий индийской философии; вечное материальное начало, первоматерия, в древних мифологических системах тождественна творческой силе природы; в дальнейшем (особенно в санкхье) природа в её противоположности творческому духовному началу — пуруше Речь идёт о таких метафорах, как «загрязнённый» «незагрязненный» для обозначения аффектов и их отсутствия в сознании «зритель» и «зримое» ― для пуруши и пракрити. В. Г. Лысенко, «Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990—1996)», 1996 г. (цитата из НКРЯ) Функциональный дуализм творца как творца-инициатора и творца—исполнителя отражен и в древнеиндийской системе Санкхья в форма противопоставления «пуруша (духовное, сознательное начало) — пракрити (материальное, природное начало)». А. Г. Максапетян, «Каузация: (Лингвистические и экстралингвистические аспекты)», 1990 г.

Источник: Викисловарь

Похожие слова и словосочетания

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я