Значение слова «рикша»
-
РИ́КША, -и,
1. м. В некоторых странах Восточной и Южной Азии: человек, который, впрягшись в легкую двухколесную коляску, перевозит людей и грузы. Пробирались рикши — люди, запряженные вместо лошадей в легкие коляски. Тихонов, Друг народа. Все артурские извозчики, рикши и китайские кули были донельзя загружены. Степанов, Порт-Артур.
2. ж. Легкая двухколесная коляска, которую, впрягшись в нее, везет человек. Способы сообщения, которыми предстояло пользоваться Воейкову, были следующие: рикша, то есть двухколесная тележка, или арба, в которую впрягается человек, верховая лошадь и, наконец, носилки. Л. Берг, Очерки по истории русских географических открытий.
[Япон.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Ри́кша (сильно искажённое дзинрикися — яп. 人力車, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка») — вид транспорта, особенно распространённый в Восточной и Южной Азии: повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикшей). Повозка, как правило, рассчитана на одного или двух человек.
Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки из употребления вышли. В Японии, откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.
По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 г. получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 г.: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 000 рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 000 рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 000. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.
Уже в 1870-е гг. рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е гг. их было около 3 000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Сянгане насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.
В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 г. прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.
Рикши распространены также в Южно-Африканской республике.
Источник: Википедия
-
РИ'КША, и, м. [англ. rickshaw с японск.]. В Японии, Китае и др. странах Дальнего Востока — человек, к-рый, впрягшись в легкую двуколку, перевозит сидящих на ней пассажиров.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
ри́кша
1. в некоторых странах Азии — человек, который, впрягшись в лёгкую двухколёсную коляску, перевозит людей и грузы
2. женский род сама такая коляска
Источник: Викисловарь
Похожие слова и словосочетания
- → китайский квартал , тарантас , автомобиль , извозчичья пролётка , запятки
- → рикша , ломовые телеги , лихач , зазывала , большой фургон
- → улочка , тротуар , роскошные экипажи , легковой извозчик , туристический автобус
- → улица , запряжённая пара , мороженщик , толпы пешеходов , четвёрка лошадей
- → извозчик , жёлтое такси , рупия , разносчик , разносчики воды
- → чайная , конка , подметальщик , прохожий , кучер
- → мопед , ручная тележка , пешее хождение , откинутый верх , мул
- → автобусная станция , неровная мостовая , ослик , зеленщица , трамвай
- → носильщик , запряжённые лошади , телега , проезжий , автобус
- → узкая улица , выделенная полоса , шарабан , велосипед , вагоновожатый
- → торговец , фургон , повозка , такси , моторикша
- → уличный торговец , тележка , проезжающий , бричка , шофёр
- → конные экипажи , ломовой , велорикша , пассажирка , крестьянские телеги
- → таксист , карета , предназначены для езды , кабриолет , облучок
- → гружёные повозки , тильбюри , автомобильчик , водитель