Значение слова «шпильман»
-
ШПИ́ЛЬМАН, -а, м. Средневековый странствующий актер-музыкант в Германии, Австрии.
[Нем. Spielmann]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
Шпильман (нем. Spielmann, букв. «игрец») — средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия. Он исполнитель эпоса и других жанров средневековой поэзии, одновременно музыкант, а часто еще потешник, фокусник (то же, что французский жонглер, в России – скоморох). Они находили аудиторию среди простого народа и в феодальном замке, где присутствие шпильманов стало необходимой принадлежностью пиров и празднеств.
Понятие «шпильман» означало в Западной Европе в период Средневековья достаточно разнообразные виды деятельности: это были артисты различного жанра, фокусники, жонглёры, шуты, фигляры, чтецы - декламаторы, музыканты и др. Их объединяло то, что вся их деятельность служила цели развлечения. Основная масса средневековых шпильманов не была оседлой и относилась к бродячим артистам, переходившим с места на место. Шпильманы происходят из различных слоёв общества: из обедневших отпрысков низшей знати, городского населения, изменившего свой социальный статус вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств и материальной нужды, из представителей низшего клира, порвавших с официальной церковью и посвятивших себя ремеслу бродячих артистов. В отличие от бродячих музыкантов оседлые и находящиеся постоянно на службе при дворе знати или городские шпильманы могли снискать определённое общественное признание. Так, некоторые из шпильманов обосновывались при феодальных дворах и становились служилыми людьми, выполнявшими подчас важные поручения феодала (как, например, Вербель и Свеммель в «Песни о нибелунгах»).
Их часто называют просто бродячими людьми (fahrende leute), хотя среди странствующих можно встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь издавна преследовала шпильманов. Согласно средневековому судебнику («Саксонское зерцало», VIII–IX вв.), шпильманы, так же как преступники, стоят вне закона (rechtlos). Тот, кто против желания отца становится шпильманом, лишается наследства. Но когда в XII в. к ним присоединились странствующие клирики и из их среды выделились талантливые поэты, имя «шпильман» получило новое значение и вес. Знатные господа охотно берут их на службу, дают им различные посольские поручения. Эпическое искусство шпильманов в противоположность рыцарскому роману оставалось анонимным. Поэт не называет своего имени, значительно сдержаннее в своих оценках, прямо не порицает и не хвалит поступки тех лиц, которые изображены в его произведении. Этому искусству присущ гиперболизм (числа или силы), что особенно впечатляет в сценах массовых битв: от ударов мечей содрогается земля, море стонет, искры столбом летят из шлемов, кольчуг, копья и стрелы сыплются, как хлопья снега, противники наносят друг другу страшные раны, после боя приходится отмывать со стен густую кровь. В «Кудруне» богатырь Вате с такой силой трубит в рог, подавая сигнал к началу сражения, что сдвигаются камни, из которых сложены стены замка. Во второй половине XII века создали тип эпических поэм преимущественно авантюрного характера. Их наиболее распространенный сюжет – сватовство и добыча невесты хитростью, с помощью верных слуг («Король Ротер», «Освальд», «Орендель»), путешествия героя в дальние страны («Герцог Эрнст»). Шпильманы охотно вводили в свои произведения сюжеты и мотивы восточных сказок, например о Синдбаде-мореходе. Они проторили дорогу восточной экзотике в рыцарский роман, но и сами испытали влияние рыцарского романа. Средневековый поэт-шпильман окружен слушателями и адресует им свое повествование, нередко прерывая его обращением: «Я хочу вам рассказать.»… и т. п.
Название утвердилось во второй половине XII века. Раньше были нищими, но с XIV века перешли в разряд профессиональных городских музыкантов, организованных в цехи и , объединявшиеся под руководством «короля» или «графа» музыкантов. Цехи сохранялись до XVIII века.
О фамилии Шпильман см. статью Шпильман (фамилия).
Источник: Википедия
-
ШПИ'ЛЬМАН, а, м. [нем. Spielmann] (истор.). Странствующий певец-музыкант в средневековой Германии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Похожие слова и словосочетания
- → лютнист , танцмейстер , волшебная флейта , шпильман , сударыня
- → сельская честь , сквалыга , лира , принцесса цирка , менестрель
- → трактирщик , хозяюшка , взять в руки лютню , детский хор , сударь
- → молодчина , сочинять куплеты , матросский танец , бурш , харчевник
- → комическая опера , история солдата , сольные партии , симфоническая поэма , мэтр
- → австрийский композитор , маэстро , вагант , трувер , корчмарь
- → за душу берёт , виршеплёт , хитрюга , шельма , ага
- → славные рыцари , по городам и весям , скрипач на крыше , медведь на ухо наступил , придворный певец
- → куплетик , бродячий музыкант , ля мажор , соседушка , похищение из сераля
- → господин , ми минор , спасибо , джазовый стандарт , малая октава
- → струнные музыкальные инструменты , бард , миннезингер , друг-приятель