Значение слова «контрапункт»

  • КОНТРАПУ́НКТ, -а, м. Муз.

    1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.

    2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

    [Нем. Kontrapunkt]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.

    Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года, когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».

    В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:

    нота против ноты;

    две ноты против одной;

    четыре ноты против одной;

    ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);

    смешение предыдущих четырех подходов.

    Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525—1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685—1750).

Источник: Википедия

  • КОНТРАПУ'НКТ, а, мн. нет, м. [нем. Kontrapunkt] (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта — творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать к.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • контрапу́нкт

    1. муз. одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов

    2. муз. полифоническое произведение

    3. муз. устар. музыкально-теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением контрапунктических композиций

    4. кино осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения

    5. филол. противопоставление нескольких сюжетных линий …, когда одним из контрапунктов исторической дискуссии стало противопоставление «событий» «структурам», на какое-то время возобладал дихотомический подход, при котором событие и структура рассматривались как оппозиции, взаимоисключающие друг друга. И. М. Савельева, А. В. Полетаев, «Знание о прошлом: теория и история. Том 1: Конструирование прошлого», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

Источник: Викисловарь

Синонимы к слову «контрапункт»

Похожие слова и словосочетания

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я